Медицинская промышленность » Новости

Продажи антибиотиков в аптеках сократились более чем на 10%

По итогам января-ноября 2021 аптечный рынок вырос на 7%. Натуральное потребление снизилось на 8%. По сравнению с январем-ноябрем 2020 года сократились продажи противовирусных и антибактериальных препаратов.

За первые 11 месяцев 2021 года аптечные продажи лекарств в рублях выросли на 7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года до 1,1 трлн руб. В упаковках рынок сократился на 8%, до 4,6 млрд упаковок, что сравнимо с показателями «допандемийного» уровня 2019 года, подсчитал «ФВ» по данным AlphaRM.

Согласно ежемесячной динамике, в октябре и ноябре 2021 года произошло снижение аптечного рынка в рублях и в упаковках относительно этих же месяцев 2020 года. В деньгах снижение составило в октябре на 4%, в ноябре на 6%. В упаковках рынок упал еще больше — в октябре на 17%, в ноябре на 15%.

Лидирующими терапевтическими группами (по классификации EphMRA) в ушедшем году были: ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента (АПФ), антикоагулянты, противопростудные и противокашлевые препараты. Средства, относящиеся к перечисленным группам, пользовались неравномерным спросом в течение исследуемого периода. Особенно это заметно на примере противопростудных лекарств.

В весенне-летний период их продажи снизились, в сентябре они, напротив, резко выросли в деньгах. В ноябре спрос на противопростудные средства вновь снизился на 26% по сравнению с предыдущим месяцем. Продажи антикоагулянтов за весь период медленно росли — наблюдается небольшое снижение в августе и сентябре, а затем их продажи вновь пошли вверх. Максимальных значений этих две группы достигли в октябре ушедшего года. Спрос на препараты из группы  ингибиторы АПФ на протяжении 11 месяцев сохранялся примерно на одном уровне. Максимальные показатели зафиксированы в марте ушедшего года.

Лекарства из первой тройки терапевтических групп показали прирост продаж относительно января-ноября 2020 года. Более всего продажи увеличились у антикоагулянтов — на 21,7% в рублях. В то же время группа противовирусных препаратов, расположившаяся на четвертом месте, демонстрирует падение продаж почти на 2%. Сокращение аптечных продаж антивирусных средств произошло в основном за счет снижения спроса на такие бренды как: «Ингавирин», «Кагоцел», «Амиксин». Эти марки в январе-ноябре 2020 года занимали более 39% доли в группе, в аналогичный период 2021 года их доля снизилась до 25% в рублях среди противовирусных лекарств.

Из первой десятки лидирующих терапевтических групп также снизились продажи системных антибактериальных средств — на 10,2%. Что может быть связано с более осторожным назначением антибиотиков в 2021 году по сравнению с  ажиотажным 2020 годом, когда была объявлена пандемия и антибиотики скупались в аптеках в больших количествах. Самый продаваемый антибиотик 2020 года — азитромицин — в ушедшем году демонстрирует падение на 30% в деньгах и на 42% в упаковках.

По итогам 11 месяцев, 61% препаратов на аптечном рынке в натуральном выражении производились на территории России.  Из-за более высокой стоимости импортных лекарств их доля в деньгах была выше — более 60%. Средняя цена на зарубежные средства была примерно 392 руб. за упаковку, стоимость отечественных лекарств — около 154 руб. При этом российские препараты относительно 11 месяцев 2020 года подорожали приблизительно на 22%, а импортные на 7%.

Рецептурные лекарства в натуральном объеме аптечного рынка занимают чуть более 37%. Причем доля их выросла за год примерно на два процентных пункта в упаковках.  В денежном выражении средства, отпускаемые  по рецепту, оттягивают на себя более половины розничного рынка.

Среди лидирующих брендов можно выделить противовирусный препарат  «Арбидол» (МНН умифеновир), производства «Отисифарм», который поднялся с третьей позиции в январе-ноябре 2020 года, на первое место, вытеснив антикоагулянт «Ксарелто» (МНН ривароксабан) на одну строчку вниз. На третьей позиции расположился еще один антикоагулянт от компании Pfizer — «Эликвис», у которого отмечается самый высокий прирост продаж в деньгах (+86,7%) в ТОР10. В первой десятке только у антивирусного средства «Ингавирин» (МНН имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты) наблюдается снижение продаж  на 33,7% в отчетный период.

По итогам 11 месяцев, лидирующей компанией остается Bayer с долей рынка 4,5% в рублях. Отечественная корпорация «Отисифарм» немного отстает от лидера и занимает второе место с долей 4,2%. Тройку замыкает Novartis, который спустился на строчку вниз с долей рынка 3,7%. Novartis — одна из двух компаний, которая демонстрирует снижение рынка в первой десятке (-3,8%).  В портфеле компании  заметно сократились продажи некоторых лидирующих марок, к примеру,  «Линекс» и «Бронхо-мунал». У обоих брендов снижение более чем на 12% в натуральном выражении.

Вторая корпорация из ТОР10, у которой наблюдается сокращение продаж, —  Sanofi (-1,7%). Из лидирующих брендов компании более всего продажи снизились у марок «Лозап» (-12%) и «Клексан» (-27%) в упаковках. В рублях рынок этих препаратов сократился более чем на 15%.  В ноябре 2021 года Sanofi отозвала с рынка свыше 900 серий гипотензивного средства «Лозап» и «Лозап плюс» из-за опасности наличия в них токсичных примесей. Возможно  масштабный отзыв серий «Лозапа» негативно отразился на продажах, так как именно в этот месяц зафиксировано  значительное сокращение спроса на препарат.  Относительно ноября 2020 года рынок «Лозапа» упал на 85% как в рублях, так и в упаковках.

Источник: pharmvestnik.ru
Просмотров: 261

Печать