Продпортал.ру » Новости

Производитель специй обеспокоен обязательной маркировкой продукции

С 1 марта 2025 года в России стала обязательной маркировка отдельных категорий бакалейной продукции. Нововведение вызвало неоднозначные оценки производителей.

Так, "экономически несостоятельным, юридически некорректным" называют решение о маркировке в новосибирской компании "Проксима", которая за 30 лет работы внесла значительный вклад в развитие отечественной пищевой промышленности, внедряя современные технологии производства, совершенствуя логистические цепочки и создавая тысячи рабочих мест.

Сегодня она ежегодно выпускает 18 000 тонн приправ под брендом ТМ "Приправыч", или 440 млн упаковок продукции, широко представленной в торговых сетях и магазинах во всех регионах страны. Но в компании обеспокоены - одно из крупнейших российских предприятий отрасли может прекратить свое существование. И приводят аргументы.

Готовясь к введению обязательной цифровой маркировки, в компании подсчитали, во сколько это обойдется. Капитальные вложения в переоснащение производственных линий, приобретение и интеграцию дорогостоящего оборудования и ИТ-систем оцениваются в 2,5 млрд рублей - такую сумму АО Компания "Проксима" может найти, только взяв кредиты. Оплата кодов маркировки, обслуживание техники, уплата процентов по кредитам и зарплата дополнительному персоналу - это еще 1,54 млрд рублей в год. Итогом станут неизбежный рост себестоимости продукции (в среднем на 45 процентов) и, как следствие, повышение отпускных цен до 160%.

Проблема не только в деньгах. "Проксима" - состоявшееся высокотехнологичное автоматизированное предприятие. А для внедрения маркировки нужно закупить, установить и настроить 1100 новых технических устройств, создать новый техотдел, который будет круглосуточно обслуживать оборудование. "Это разрушение всей логики автоматизированного производства, которое компания развивала годами", - подчеркивает заместитель директора АО Компании "Проксима" Светлана Стычук.

Но даже если получится, по сути, построить новый завод, то из-за роста розничных цен товарооборот компании упадет более чем на 20%, ее ждут снижение выручки и в конечном итоге убытки.

Производитель может "уйти в минус" на полмиллиарда рублей в год. И пострадает не только он - государство потеряет сотни миллионов рублей налогов и других доходов, которые прежде ежегодно поступали от стабильно работающего предприятия. Ключевым же вопросом остается: зачем?

- Обязательная маркировка вводится государством, чтобы обеспечить качество и безопасность продукции, оградить потребителей от подделок. Но что касается бакалейных пищевых товаров, то в этом сегменте, согласно нашим исследованиям, контрафакта и нелегального оборота нет, - подчеркивает Светлана Стычук. - Центр развития перспективных технологий, который выступает оператором маркировки "Честный знак", ссылается на свои исследования, указывая также на положительный опыт маркировки других категорий товаров - шин, лекарств и так далее.

Но у бакалеи своя специфика, которую обязательно нужно учитывать.

С мая 2024 года компания направляет обращения в государственные органы, приводит свои расчеты, участвует в общественных обсуждениях. Сотрудники компании были вынуждены обратиться с видеообращением к федеральным властям.

Но проблема остается. Ее игнорирование может привести к необратимым последствиям, на что и хочет обратить внимание АО Компания "Проксима". Может быть, стоит прислушаться к тому, что говорит производитель? Чтобы в принимаемых решениях были заинтересованы и государство, и бизнес, и потребители.

Менеджер: Ольга Лыхина
Просмотров: 44

Печать