На прошедшей неделе единый тренд на товарных рынках отсутствовал. Нефть немного упала в цене, равно как и спотовые цены на медь и никель отступили с достигнутых ранее высот. Отставшие ранее цены алюминия, наоборот, поднялись выше $2 600/т.
Товарные рынки чермета в Китае всё ещё находятся во власти новостей о мерах Пекина по поддержке сектора жилой недвижимости, однако большого энтузиазма не наблюдается.
Фьючерсы на арматуру на Шанхайской бирже прибавили лишь 1,6% и продолжают торговаться лишь немногим выше уровней времён начала пандемии коронавируса. Для сравнения: цены на железную руду сейчас на 30-40% выше, чем в первые месяцы 2020 г. Котировки железной руды (62%, CFR Тяньцзинь) уже вторую неделю почти не меняются по итогам недели, торгуясь около $117/т. Участники Железорудного форума, организованного агентством Fastmarkets в Сингапуре, сошлись во мнении, что Китай достиг пика по импорту железорудного сырья (1,2 млрд т в 2023 г.) и этот уровень сохранится в ближайшие годы.
С нашей точки зрения, выплавка стали в Китае в ближайшие годы, вероятно, снизится на фоне кризиса строительного рынка и внешних пошлин, что скажется и на импорте железной руды. К тому же КНР пытается наращивать внутреннее производство железорудного сырья, несмотря на крайне низкое содержание железа (в среднем 18-20%) и выработку многих месторождений. Китайская ассоциация чугуна и стали сообщила на прошлой неделе, что производство концентрата в стране вырастет по итогам года на 5-10 млн т (в 2023 г. было произведено 298 млн т). Китай смог увеличить выпуск концентрата на 4% в годовом выражении до 72 млн т в первом квартале текущего года (традиционно самом слабом в году).
Возвращаясь к выплавке стали отметим, что Всемирная ассоциация стали на прошлой неделе опубликовала статистику за апрель. В прошлом обзоре мы писали о 7-процентном падении производства стали в Китае (55% мирового выпуска) в апреле. Цифры по миру оказались не намного лучше: месячное производство стали упало на 5%, причем негативный тренд был зафиксировано в большинстве крупнейших стран-производителей. В контексте потребления железной руды стоит отметить, что производство чугуна в мире в апреле снизилось на 7%.
Одной из немногих крупных стран, где выплавка стали продолжает расти, остаётся Индия. В апреле производство здесь выросло на 3,6%, а выпуск чугуна – на 6,9%. В обоих случаях Индия занимает второе место в мире после Китая, хотя отставание от Поднебесной пока ещё огромное: уровень выплавки стали остаётся ниже китайского на 85%, чугуна – на 83%. Агентство Moody’s в мае прогнозировало, что рост потребления стали в Индии в 2024-25 гг. составит 5-7%. На фоне стагнирующего Китая и общего замедления Индия в ближайшие годы однозначно может стать мировым лидером по росту спроса на сталь.
Между тем в России
сводный ценовой индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе снизился за неделю на 0,95 пункта или 0,09%. Последний раз снижение, близкое к одному пункту, случилось в конце января. Сейчас просели цены по всем основным позициям, за исключением арматуры (рост на 0,33% до 70 647 руб./т) и труб (рост на 0,4-0,5%). Об ощутимом снижении говорить рано, но признаки стабилизации российских цен многих видов металлопроката налицо.
Сезонный спрос традиционно поддерживает цены и спрос, но макроэкономический фон довольно умеренный. Свои предварительные оценки по росту ВВП РФ в 1 квартале представили Росстат и Минэкономразвития (оценки сошлись на 5,5% в годовом выражении), а также Центробанк (здесь цифра оказалась ниже – 4,6%). Положительные изменения зафиксированы по многим отраслям, однако есть один существенный нюанс – рост зафиксирован относительно отрицательного результата в 1 первом квартале прошлого года.
Макроэкономисты сходятся во мнении, что в последующих кварталах подобные темпы роста маловероятны из-за эффекта высокой базы и роста ставок. Так, майский индикатор промышленного оптимизма (по опросам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН) повторил минимум, зафиксированный в феврале 2023 года.
Продолжают наблюдаться негативные тренды и в российском строительстве. Так, исследование Информационного центра операторов (ИЦО) показало, что перевозка строительных грузов в 2024 г. остается на пятилетнем минимуме после завершения крупных инфраструктурных проектов. Среднесуточная погрузка в январе-середине мая этого года оказалась ниже прошлого года на 7%. Основное снижение пришлось на перевозки щебня, что говорит о снижении интенсивности строительства. Впрочем, как мы отмечали в предыдущем обзоре, интенсивность капвложений в инфраструктуру может вырасти после формирования нового правительства РФ.
Если говорить про процентные ставки, то здесь пока позитива для металлургов и отраслей-потребителей не наблюдается. ЦБ сделал несколько заявлений на прошлой неделе, отметив большое предложение денег в системе, сохранение рисков инфляции и относительно высокие темпы кредитования. Вследствие этого на заседании 6 июня ЦБ может вновь повысить ставку выше текущих 16%. Экономисты Альфа-банка полагают, что до конца текущего года уже не стоит ждать снижения ставки ниже 16%.
На прошлой неделе в Новосибирске прошла российская трубная конференция, где основные игроки поделились своим видением на рынок труб в текущем году. В целом участники согласились, что динамика спроса на трубы в 2024 г. будет, вероятно, отрицательная. После рекордных 12,1 млн тонн видимого потребления, связанных со скачком спроса в строительстве и ЖКХ, на текущий год Фонд развития трубной промышленности (ФРТП) прогнозирует снижение спроса в сегменте на 8%. Общее потребление стальных труб в стране сократится на 6%, причем будет снижаться и спрос на трубы большого диаметра.
Одна из ключевых проблем в отрасли в целом – избыток мощностей почти во всех сегментах. По прогнозам ФРТП, средняя загрузка мощностей по ТБД в России к 2026 г. может упасть до 30%, а в сегменте труб малого и среднего диаметра (МСД) – до 40%. В бесшовном сегменте конкуренция менее острая, но и там средняя загрузка через пару лет может снизиться до 60%. Помимо роста конкуренции между производителями, обостряется конфликт интересов между ними и крупнейшими металлотрейдерами. Последние инвестируют в небольшие трубные линии (речь, конечно, про МСД), а производители расширяют свою сбытовую сеть. Подобные тренды на фоне вынужденного фокусирования российского производства на внутреннем рынке будут вести к снижению общей рентабельности в трубном секторе.