MetalTorg.Ru / Аналитика » Новости

Стальной рынок 1 - 5 июля

MetalTorg.Ru / Аналитика8 июля, 0:00
Товарные рынки на прошлой неделе оживились после нескольких недель вялой коррекции, поддерживаемые ослаблением доллара на 1%. Нефть Брент выросла на 2,3% до $87/барр., а медь превысила $9 800/т.

Схожий тренд прослеживался и на китайском биржевом рынке: железная руда (62%, CFR Тяньцзинь) выросла на 4,5% до $111/т, а фьючерсы на арматуру – на 2,1%. Отметим также рост мировых котировок на коксующийся уголь – бенчмарк на твёрдые марки (ФОБ Австралия) вырос за неделю на 8% до $220/т. Триггером послужили новости о подземном пожаре на принадлежащей Anglo American австралийской шахте Grosvenor. Пожар возник в одной из лав и потушить его быстро не удается, поэтому некоторые потери в добыче неизбежны. На шахте Grosvenor в 2023 г. было добыто 2,8 млн т угля, что составляет 17% от всей добычи коксующего угля Anglo American и около 2% австралийского экспорта металлургического угля.

Между тем сырьё и прокат в Китае росли в ожидании объявления новых программ стимулирования на предстоящем в середине июля партийном пленуме, а также на данных, что продажи новых домов в июне подскочили на 36% относительно мая. В годовом выражении, однако по-прежнему сохраняется минус.

Отметим, впрочем, что новые меры стимулирования в КНР являются лишь очередными надеждами спекулянтов, пытающимися разогреть рынок чермета. Сектор недвижимости и строительства действительно является чрезвычайно важными для Поднебесной, но в стране уже нет того ажиотажного спроса на недвижимость, который наблюдался 10-15 лет назад. Соответственно есть сомнения, что власти продолжат искусственно поддерживать высокие темпы стройки.

Более того, 10-15 лет Китай обладал несравненно бОльшими возможностями с точки зрения накачивания средств в систему без оглядки на рост долга. Сегодня КНР уже не может себе этого позволить: с 2019 г. госдолг Китая рос быстрее, чем у других крупных стран (см. таблицу ниже) и к концу 2023 г. уже был сопоставим с госдолгом Еврозоны.



Однако последняя давно выработала множество ограничений в вопросе увеличения заимствований, в то время как Китай во многом привык расти за счёт увеличения долга. Всего 10 лет назад китайский госдолг относительно ВВП составлял всего 37%, а сегодня уже 83%. При этом китайский вариант развития во многом был завязан именно на динамике роста заимствований.

Все это вынуждает Пекин искать новые варианты развития экономики, фокусируясь на технологиях и новых источниках энергии и обслуживании «зелёной» энергетики в целом. А эти отрасли в основном связаны с цветными металлами, но не с черметом и закредитованным сектором недвижимости.

На российском рынке стального проката продолжается медленная ценовая коррекция – сводный индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе снизился на 0,21% или 2,1 пункта. Снижение затронуло почти все позиции, за исключением уголка и водогазопроводной трубы.

О каком-то ощутимом снижении спроса на сталь среди потребляющих секторов речь пока, конечно, не идёт. Тем не менее, признаки замедления и даже стагнации налицо: согласно статистике РЖД, ж/д отгрузки стальной продукции на внутренний рынок в первом полугодии 2024 г. снизились на 1% в годовом выражении до 20,3 млн т.

Между тем автопром продолжает восстанавливать позиции, утраченные в 2022 г. Согласно Минпромторгу, продажи транспортных средств всех сегментов в РФ в первом полугодии 2024 г. выросли в годовом выражении на 63% до 845 тыс. единиц. Общие продажи, таким образом, скоро восстановят свои позиции – в 2021 г. реализация новых транспортных средств всех классов достигла 1,8 млн штук.

Однако с точки зрения металлопотребления всё намного хуже - рынок страдает из-за ухода западных брендов, поскольку определённая часть их производства была локализована и потребляла отечественный металл. Сейчас иностранные марки представлены Китаем, из которых более-менее прилично локализован только Haval (11% российского авторынка по первому полугодию). Если считать продажи произведённых в РФ автомашин всех классов, то они выросли только на 35% до 373 тыс. (44% рынка). В 2021 году доля локально произведённых автомобилей составляла около 80%. Таким образом, хотя общие объёмы рынка скоро достигнут уровень 2021 г., рост достигается за счёт роста китайского импорта и падения доли автомобилей, выпущенных на территории РФ. А, соответственно, крайне слабо сказывается на потреблении металлопроката.

Из других новостей отметим решение правительства РФ вывести экспорт чугуна и арматуры из-под действия экспортных курсовых пошлин. Решение временное и действует лишь до 31 августа. Экспортные пошлины составляют 4-7% при курсе рубля выше 80 за доллар. Кабмин уточнил, что решение о приостановлении экспортных пошлин позволит повысить конкурентоспособность российских поставщиков металла и сохранить уровень рентабельности компаний. Напомним, что пошлины действуют при экспорте по всем направлениям, исключая страны ЕАЭС. Впрочем, мы полагаем, что данная мера поддержки будет носить ограниченный характер, поскольку российские поставки арматуры за пределы ЕАЭС традиционно невелики. Да и срок приостановки курсовых пошлин всего около двух месяцев.
Источник: Аналитическая группа MetalTorg.Ru
Просмотров: 33

Печать