Несмотря на надежды на скорое снижение ключевой ставки США, товарные рынки закрыли неделю «в минусе»: медь и алюминий потеряли 0,5-0,6%, а нефть Брент рухнула на 5,0% ниже $80/т. Белой вороной смотрелся никель, который вырос за неделю в Лондоне на 3,9%, благодаря тому, что спекулянты ухватились за ряд позитивных для рынка новостей, сумев «раскрутить» котировки самого волатильного биржевого цветного металла.
Сектор чермета в Китае также продолжал следовать в русле коррекции сырьевых товаров. Котировки железной руды (62%, CFR Тяньцзинь) снизились ещё на 3% до $104/т, несмотря на попытки некоторых инвесторов зацепиться за относительно позитивный прогноз Rio Tinto по китайскому рынку стали. Вторая по величине железорудная компания в мире очевидно выступает заинтересованной стороной, пытающейся сдержать падение цен на свою продукцию.
Аналогичные события наблюдались и на китайском рынке стали – шанхайские фьючерсы на арматуру также потеряли 3%, а цены на г/к плоский прокат на физическом рынке – 1%. Пока не видно факторов, способных поддержать цены и рынок постепенно сползает в ценовую зону кризиса 2015-17 гг. Характерно, что если бросить взгляд в ноябрь 2016 г., когда фьючерсы на арматуру стоили 3 000 юаней за тонну, как сегодня, то увидим, что железная руда, котируемая сейчас на уровне $104/т, стоила тогда $73/т. При этом курс юаня относительно доллара был несколько выше и если скорректировать цену руды в ноябре 2016 г. на текущий валютный курс, то цена опускается до $70/т. Вывод очевиден: при текущих ценах на сталь в Китае стоимость железной руды представляется существенно переоценённой и сохраняющей значительный потенциал падения.
Снижение цен на внутреннем рынке КНР в текущих условиях может быть преодолено лишь сокращением производства, но в первом полугодии китайские сталевары предпочли сохранять загрузку, наращивая экспорт или частично работая на склады в ожидании перелома ситуации. Как видим сейчас, оживления на рынке Китая вряд ли стоит ждать во втором полугодии из-за сохраняющихся проблем в секторе жилой недвижимости. При этом реализовывать избыточные объёмы на экспорт также будет сложнее: ряд регионов, столкнувшихся с наплывом дешёвой китайской стали в первом полугодии, выстраивает против неё барьеры.
В частности, на прошлой неделе одна из ведущих корейских сталелитейных компаний – Hyundai Steel – подала антидемпинговую петицию против китайских экспортёров толстого листа. Южная Корея традиционно является одним из первых направлений, куда стремятся продать свою сталь китайские комбинаты. Так, в 2023 г. импорт стали из Поднебесной в страну подскочил на 29% до 8,7 млн т.
На прошлой же неделе министерство стали Индии обратилось к министерству торговли с просьбой провести расследование против дешёвого стального импорта из Китая. Индия является крупнейшим растущим рынком стали в мире и также является привлекательным направлением для китайских сталеваров. В апреле и мае 2024 г. импорт стали в Индию побил пятилетний рекорд, что весьма беспокоит Дели. Основной рост демонстрируют поставки из Китая и Вьетнама.
Вьетнам зачастую является перевалочной базой для китайской стали – здесь она либо регистрируется как вьетнамская, либо происходит один из её переделов. Вьетнам используется китайскими комбинатами для обхода введённых против них ограничений в мире, а также для размывания доли Китая в мировом экспорте и отвода от него гнева производителей стали в других регионах. Так, по статистике Европейской стальной ассоциации EUROFER, в январе-апреле 2024 г. импорт стальной продукции в ЕС вырос на 11% в годовом выражении. При этом импорт из Китая упал на 38%, а вот из Вьетнама подскочил на целых 155%.
Российские цены на сталь также продолжают корректироваться вниз: на минувшей неделе индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе упал за неделю на 0,22% или 2,15 пункта. Впрочем, в отличие от предыдущих недель, трейдеры всё же увеличили цены на ряд позиций (х/к лист, балка, швеллер и сварную трубу). Вместе с тем базовые позиции – г/к лист и арматура – продолжают снижаться, потеряв за неделю 0,32% и 0,75%, соответственно.
Есть мнение, что ценник на российский прокат в текущем году уже не вернётся на максимальные значения июня. Одна из главные причин – уже много раз описанное замедление в российском строительстве жилья. Другая – риски охлаждения в обрабатывающем секторе, который наряду со стройкой был драйвером спроса на сталь в прошлом и начале этого года. Так, российский промышленный индекс PMI в июле, по расчётам S&P Global, составил 53,6 – это самое низкое значение в текущем году на фоне замедления притока новых заказов и объемов производства. Основной причиной этого стало снижение спроса на ключевых экспортных рынках. Отметим, однако, что и текущий уровень в 53,6 (значения выше 50 говорят о росте активности), и постоянный рост на протяжении многих месяцев, и уже высокая база пока не должны вызывать пока серьёзных опасений.
Впрочем, о тенденции к замедлению говорят и данные Росстата: в июне его индекс промпроизводства снизился на 1,5%, что стало сильнейшим падением с апреля 2022 г. Причём главной причиной падения стало снижение в добывающих секторах, у которых это тоже стало самым сильным сокращением с обвала апреля 2022 г. Совокупные же объёмы добычи показали самое низкое значение с середины пандемийного 2020 г. А вот индекс производства в обрабатывающих отраслях (включая металлугию) снизился в июне лишь на 1%, что теряется на фоне бурного роста на 6% с начала года.
Из корпоративных новостей прошлой недели отметим покупку «Мечелом» Гурьевского металлургического завода-банкрота (ГМЗ) за 555 млн руб. Гурьевский завод является старейшим действующим металлургическим предприятием Кузбасса (основан в 1816 г.), когда-то входившим в холдинг «Эстар». После банкротства его владельца после кризиса 2008-09 гг. «Мечел» управлял заводами «Эстара», включая ГМЗ, так что завод должен быть знаком компании. Сам ГМЗ был признан банкротом в 2016 г., но продолжал работать, производя прокат и помольные шары для измельчения руды.
С точки зрения производственной синергии покупка, вероятно, имеет смысл для «Мечела»: компания отметила, что на ГМЗ будет поставляться заготовка ЧМК для дальнейшей переработки. Судя по последним производственным результатам, свободные мощности по стали для выпуска полуфабрикатов для ГМЗ у ЧМК имеются. Прокатные мощности ГМЗ составляют около 200 тыс. т, однако наибольшую ценность имеют мощности по помольным шарам, у которых в РФ конкурентов немного. Сумма покупки невелика даже для закредитованного «Мечела» - она составила менее процента от EBITDA компании или её суммарного долга за 2023 г.