MetalTorg.Ru / Аналитика » Новости

Стальной рынок: 6 - 12 августа

MetalTorg.Ru / Аналитика12 августа, 0:00
Товарные рынки двигались разнонаправленно на прошлой неделе, реагируя на обвалы на мировых фондовых рынках и неважные макроэкономические новости. Медь продолжала терять в цене, закрепившись ниже $9 000/т. Никель, однако, показал лишь символическое снижение, а алюминий даже вырос – на 2,2%. Нефть Брент также подскочила на 3,7%, вновь приблизившись к $80/барр.

Среди биржевых товаров чермета в Китае не наблюдалось единого тренда. Котировки железной руды (62%, CFR Тяньцзинь) упали за неделю на 3,1% до $101/т. Ряд ценовых агентств показывали, что бенчмарк-цена уже пробила уровень в $100/т. Вместе с тем фьючерсы на арматуру в Шанхае почти не изменились за неделю, сохранившись вблизи многолетних минимумов.

Разница в ценовой динамике, вероятно, объясняется ожиданиями рынка на вторую половину года. Всё больше аналитиков и участников рынка склоняется к мысли, что Китаю необходимо ускорить сокращение производства стали для стабилизации баланса спроса и предложения. Это позволило бы удержать цены хотя бы от дальнейшего падения. Последние данные Китайской ассоциации чугуна и стали (CISA) подтверждают этот тренд: за последние 10 дней июля выплавка стали на крупных и средних комбинатах Поднебесной сократилась на 8,1% по сравнению с предыдущими 10 днями и на 7,6% в годовом выражении. Выпуск за январь-июль 2024 г. пока снизился не столь значительно – лишь на 2%.

Сокращения производства могут поддержать цены на сталь, но они однозначно сыграют против цен на железную руду, так как спрос на неё упадёт. Да и стоимость руды относительно цен на сталь сейчас, как отмечалось в предыдущем обзоре, довольно высока, из-за чего страдает рентабельность меткомбинатов.

Снижаются, как мы и прогнозировали, экспортные возможности для китайских сталеваров. Вышедшая на прошлой неделе торговая статистика показала проседание экспорта китайской стальной продукции в июле на 10% по сравнению с июнем, до 7,8 млн т. В годовом выражении рост по-прежнему ощутимый – на 7%, однако он уже не столь высок, как в предыдущие месяцы.

Барьеры для китайской стали нарастают буквально каждую неделю. Если на позапрошлой неделе расследования инициировали Южная Корея и Индия, то на прошлой неделе ограничения в рамках антидемпингового расследования ввела уже Турция. Пошлины введены против горячекатаного проката из четырёх стран (Китая, Индии, Японии и России), в отношении китайской продукции они варьируются от 21% до 58%.

Между тем на российском рынке проката продолжают превалировать понижательные тенденции: на прошедшей неделе индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе упал за неделю на 0,53% или 5,27 пункта. При этом возобновилось падение по всем анализируемым позициям. Цены на арматуру снизились на 0,86% до 69 489 руб./т, а на г/к рулон – на 0,64% до 67 768 руб./т.

В последние недели цены на арматуру снижаются опережающими темпами в сравнении с плоским прокатом, отражая, судя по всему, падение заказов со стороны застройщиков. Последние же, как и ожидалось, замедлили запуск новых проектов после роста процентных ставок и снижения спроса. Согласно сервису Dataflat, продажи квартир в новостройках в московском регионе (Москва плюс область) рухнули в июле на 40% по сравнению с июнем на фоне отмены большинства программ по льготной ипотеке. Доля ипотеки снизилась до 73% по сравнению с 85% в июне.

Статистика РЖД пока не свидетельствует о резком падении спроса на сталь – в июле ж/д отгрузки проката и труб меткомбинатами российским потребителям составили 3,3 млн т, что на 0,3% выше поставок в июне. Правда, в годовом выражении отгрузки упали на 5,4%. Впрочем, снижение перевозок по ж/д не обязательно означает падение совокупных поставок – в текущем году из-за загруженности сети РЖД поставщики зачастую выбирают автомобильные или судоходные варианты.

Для экспорта, однако, железнодорожные отгрузки играют гораздо более существенное значение. А их статистика за июль весьма неутешительна, отражая последовательное сокращение экспортных альтернатив для российских сталеваров. Так, поставки в июле составили 1 млн т, что на 10% ниже июня и на целых 33% ниже объемов июля прошлого года. За январь-июль экспортные отгрузки по сети РЖД составили 8,7 млн т, что на 18% меньше в годовом выражении. Это весьма существенное падение лишь в небольшой степени могло быть компенсировано поставками автомобильным и судоходным транспортом в адрес портов. Отгрузки чугуна на экспорт по сети РЖД за 7 месяцев также упали на 31% в годовом выражении до 1,5 млн т.

В этом плане стоит вновь упомянуть решение Минторга Турции ввести антидемпинговые пошлины на г/к рулон из четырёх стран, включая Россию. Тарифы на российскую продукцию будут введены через несколько месяцев и составят 16-24%. Пошлины не являются запретительными, однако могут существенно повлиять на конкурентоспособность российских поставщиков и объёмы реализации. После введения санкций Турция являлась важным направлением для российских предприятий, так что введённые ограничения могут привести к дальнейшему снижению российского экспорта проката.

Пошлины на прокат – не единственная неприятность для российских компаний в Турции. Под ударом оказались и поставки стальной заготовки из-за наплыва дешёвого материала из Китая, а также нежелания ряда турецких покупателей приобретать продукцию российского происхождения. Так, в первом полугодии 2023 г. Турция импортировала 3,2 млн т полуфабрикатов, из которых 1,85 млн было из России. Доля последней, таким образом, составила 54%, согласно данным Global Trade Tracker. В первом же полугодии текущего года Турция импортировала такой же объём полуфабрикатов, однако закупки в РФ составили лишь 0,9 млн т, а доля России рухнула до 27%.

Согласно данным агентства Fastmarkets, турецкие потребители предпочитают российскую заготовку лишь в двух случаях: если она ниже по стоимости, чем китайская (а это сейчас самый дешёвый вариант сейчас на фоне проблем с китайским внутренним спросом). Второй вариант – быстрые поставки небольших партий на север Турции, где порты не могут принимать крупные суда, а заводы с прокатными мощностями меньше, чем на юге и на западе страны.

По данным Fastmarkets, российская заготовка предлагается сейчас в северных портах Турции на базисе CFR на уровне $500/т, в то время как китайский полуфабрикат на том же базисе на юге и западе страны – на уровне $480-485/т.

Снижение спроса со стороны отечественной строительной отрасли, а также продолжающееся сокращение экспортных возможностей неизбежно приведёт к ускорению падения выплавки стали в России. В наиболее уязвимом положении, как обычно, оказываются небольшие неинтегрированные предприятия, ориентированные на выпуск сортового проката.
Источник: Аналитическая группа MetalTorg.Ru
Просмотров: 39

Печать