Чтобы сделать производство стали в Германии более устойчивым, предыдущее правительство (социал-демократы, «Зелёные» и Свободная демократическая партия) начало продвигать водородную стратегию, включая крупные государственные субсидии.
Ожидается, что «зелёный» водород из возобновляемых источников заменит уголь в сталелитейной промышленности.
Почему ArcelorMittal отказалась от планов по производству «зелёной» стали в Германии?
Как сообщает DW, ArcelorMittal подала заявку на субсидии для перехода своих заводов в Бремене и Айзенхюттенштадте на углеродно-нейтральное производство к 2050 году. Германия одобрила план и предложила 1,3 млрд евро.
Однако компания отказалась от проекта и вернула средства. В заявлении говорится, что прогресс в энергетическом переходе оказался медленнее, чем ожидалось, а водород пока не жизнеспособен как топливо. Также DRI-производство на природном газе неконкурентоспособно.
Генеральный директор ArcelorMittal Europe Герт Ван Пулворде отметил, что рынок стали в Европе испытывает давление из-за слабого спроса и высокого импорта.
Миллиардов субсидий может быть недостаточно
Ситуация показывает, что даже крупные субсидии не гарантируют перехода к «зелёной» стали.
Хотя 1,3 млрд евро покрывают начальные инвестиции, остаётся проблема высокой стоимости «зелёного» водорода, который дороже «серого», получаемого из газа или угля.
При этом «зелёная» сталь должна конкурировать на глобальном рынке. Как отметил Штефан Лехтенбёмер, водород требует локального производства, а его транспортировка остаётся сложной и дорогой. Высокие цены на электроэнергию напрямую влияют на стоимость водорода.
Цель Германии по водороду – журавль в небе?
К 2030 году Германия планирует достичь 10 ГВт мощности электролизёров. Но по данным на февраль 2024 года достигнуто всего 0,066 ГВт.
Мартин Витшель из института Фраунгофера заявил, что выполнить эту цель «практически невозможно».
Импорт водорода необходим, но неэффективен
Ожидается, что 50–70% спроса Германия покроет за счёт импорта. Для этого требуется зарубежная инфраструктура и логистика.
ЕС к 2030 году планирует создать водородную сеть, включая переоборудование газопроводов. Однако проекты задерживаются: отменены трубопроводы из Норвегии и Дании.
Морской транспорт тоже проблематичен — водород требует сжижения при -253 °C или преобразования в аммиак, что приводит к ~50% потере энергии.
Таким образом, транспортировка сведёт на нет выгоду от дешёвого производства в таких странах, как Намибия, Чили и Австралия.