Макс Завьялов » Новости

Российская авиация и парниковые газы: кто заплатит за компенсацию выбросов в рамках CORSIA

Макс Завьялов23 октября, 17:58

Минэкономразвития РФ инициировало общественное обсуждение поправок в Воздушный кодекс и закон «Об ограничении выбросов парниковых газов». Документ направлен на подключение России к международной системе CORSIA (ИКАО), призванной компенсировать трудноустранимые авиационные выбросы. Эксперты указывают на риски роста цен на энергоресурсы и сырьё, а также возможное увеличение общего объёма выбросов.

Российские авиаперевозчики, годовые выбросы которых превышают 10 тыс. тонн СО₂-эквивалента, будут обязаны отчитываться о своих эмиссиях. С 2031 года им предстоит компенсировать выбросы путем приобретения углеродных единиц. Заместитель министра экономического развития Максим Колесников подчеркнул, что интеграция стандартов CORSIA в российское законодательство обеспечит стабильный спрос на отечественные углеродные единицы и может поддержать их стоимость на уровне 70-90 долларов США.

Тем не менее, в сопроводительной документации к законопроекту отсутствует оценка возможных затрат авиакомпаний. По данным Earthood, российского подразделения международной компании, расходы авиаперевозчиков на компенсацию выбросов в период с 2027 по 2035 год могут варьироваться от 61 до 258 млрд рублей. Несоблюдение правил CORSIA, которые с 2027 года станут обязательными для всех стран-членов ИКАО, повлечет за собой штрафы, однако их размер и механизм применения еще не определены.

Наиболее дискуссионным аспектом законопроекта стала предлагаемая методология имплементации. Текущая версия предполагает введение отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов. Перечень таких мер и круг регулируемых организаций будут определены отраслевыми органами власти. Это может значительно расширить число компаний, подпадающих под углеродное регулирование, поскольку в настоящее время такие требования применяются только к организациям с ежегодной эмиссией свыше 50 тыс. тонн СО2-эквивалента, независимо от их отраслевой принадлежности.

Ни текст законопроекта, ни пояснительные материалы не уточняют, какие именно меры могут быть классифицированы как отраслевые. В мировой практике наиболее распространены квотирование выбросов или введение углеродного налога. На сегодняшний день система квотирования в пилотном режиме действует исключительно в рамках Сахалинского эксперимента, результаты которого будут представлены в 2028 году. В ходе его реализации уже высказываются различные мнения относительно эффективности тестируемых инструментов, и существуют сомнения в их практической ценности.

По мнению Владимира Лукина, руководителя органа по валидации и верификации ООО Кэпт Верификация, не стоит переоценивать значение отраслевой инициативы. CORSIA является внешним стимулом, способным содействовать развитию углеродного рынка в России и мотивировать компании к реализации климатических проектов с возможностью монетизации. Однако правила и стандарты развития инициативы пока определены лишь на рамочном уровне и будут меняться. Если же рассматривать участие России в CORSIA как фактор, способствующий трансформации всей системы регулирования выбросов на национальном уровне, это может привести к поспешным решениям из-за высокой степени неопределенности.

Специалисты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее отмечали, что масштабирование Сахалинской модели на всю страну не является эффективным решением. Это не позволит достичь ни одной из ключевых целей климатической политики: ни увеличения бюджетных поступлений, ни защиты от трансграничного углеродного налога ЕС, ни успешной интеграции в мировой углеродный рынок в соответствии со статьей 6 Парижского соглашения.

Что касается углеродного налога, то его потенциальное введение в России, по оценкам ИНП РАН, способно вызвать значительный рост цен на основные товары: электроэнергию (до +25%), тепловую энергию (до +80%), минеральные ресурсы (до +35%) и удобрения (до +50%). В совокупности это может спровоцировать инфляцию и лишить перспективы развития целые секторы экономики.

Лукин также указывает, что меры регулирования должны быть ориентированы на стратегически важные технологии и решения, приоритеты которых пока не определены. Введение дополнительных мер углеродного регулирования может быть преждевременным и привести к обратному эффекту. Российский бизнес крайне чувствителен к новым регуляторным нагрузкам, которые могут отсрочить инвестиционные и модернизационные программы. В конечном итоге это может не сократить, а увеличить объем выбросов из-за нереализованного модернизационного потенциала.

Глава Минэкономразвития Максим Решетников ранее неоднократно заявлял, что власти будут придерживаться мягкой модели регулирования, основанной на обязательной отчетности и добровольном характере климатических проектов. Однако текущий законопроект, предоставляющий ведомствам широкие полномочия по введению отраслевых мер, может свидетельствовать о резком изменении позиции. Остается открытым вопрос о причинах таких изменений и о наличии у правительства качественной оценки рисков.

Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/

#Авиаперевозчики #УглеродныеЕдиницы #Corsia #ОтраслевыеМеры #КлиматическаяПолитика

https://mibrf.ru

Менеджер: Макс Завьялов
Просмотров: 65

Печать