В 2016 году по жалобе отечественных производителей МКМТ провела антидемпинговое расследование (которое дважды продлялось) в отношении импорта российских карбамида и КАС, по результатам которого установила факт демпинга со стороны российских компаний, и решила повысить ставки пошлин до 20,51%-36,03%. Пошлина должна была заработать с марта 2017. Однако, по просьбе Миагрополиттики и аграриев действие пошлин было приостановлено уже в феврале текущего года.
В итоге на рынке минудобрений сложилась не слишком радужная для нашей страны картина.
Поскольку более 90% себестоимости минудобрений составляет цена природного газа, то без пошлин отечественные производители не могут конкурировать с российскими даже на внутреннем рынке. При этом даже нынешний уровень пошлин в 20-36% на аммиачную селитру по оценкам экспертов недостаточен, поскольку маржа россиян за счет дешевого газа в разы больше.
В итоге 3 химических предприятий компании Ostchem - Черкасского "Азота", "Ривнеазота" и "Северодонецкого объединения "Азот” остановлены в начале марта. Их место на рынке занимает продукция из страны-агрессора. Только за три года войны в Украину завезено российских удобрений более чем на 500 млн долларов.
Председатель профильной ассоциации "Союз химиков Украины" считает, что если не защитится от демпинга российских компаний, наш северный сосед сможет без труда захватить украинский рынок(сделать это ему вполне позволяют логистика и дешевый газ), что позволит российским компаниям диктовать цены на удобрения на украинском рынке. Тогда Кремль по аналогии с "газовой иглой" сможет посадить Украину на иглу продовольственную, ведь устанавливая цены на необходимые украинским аграриям удобрения, россияне будут влиять на цены и на продукцию этих аргариев, а значит на цену продуктов питания. Тогда вместе с вопросом рядом с вопросом обеспечения энергетической независимости в стране, которую когда-то называли "житницей Европы" возникнет вопрос обеспечения продовольственной независимости.
О тенденциях на мировом рынке, азотных удобрений, тенденциях потребления удобрений на украинском рынке, проблемах с остановкой химических заводов Українським Новинам рассказал председатель Союза химиков Украины Алексей Голубов.
Какие тренды сложились сейчас на мировом рынке азотных удобрений?
Ситуация, которая сейчас сложилась на мировом рынке, готовилась на протяжении последних 5 лет. С 2011 по 2016 год в мире было осуществлено порядка 250 проектов по производству азотных удобрений. В 2015 году в мире было потреблено 182,5 млн тонн азотных удобрений. Введенные в эксплуатацию производственные мощности – могут произвести 183 млн тонн. Некоторые старые предприятия могли закрыться, но это не более 15-20%. Что характерно, 90% этих производств, было введено в эксплуатацию в тех регионах – где цена природного газа не превышает 50 долларов за 1 тыс. куб. м. поэтому продукт на рынок вышел дешевый и в большом количестве. Мировая потребность в удобрениях растет на 2,5% в год, но за последние годы волатильность составляла 0,5-1%. Понятно, что на рынке перепроизводство. У тех же россиян цена на газ на внутреннем рынке составляет 78 долларов за 1 тыс. куб. м газа (у нас до 1 февраля цена на газ составляла на задвижке ОПЗ – 308 долларов за 1 тыс. куб м когда глава НАК "Нефтегаз Украины" Андрей Коболев сообщил, что цена на газ повышается цена составила 360-370 долларов за куб. м). Понятно, что с такими ценами выход на внешние рынки для наших предприятий просто невозможен.
Какие вы можете отметить перспективные виды минеральных удобрений?
В последние годы в мире повысился интерес к жидким удобрениям. Через нас идет аммиакопровод протяженностью 807 км на котором есть 15 раздаток. В России "Тольяттиазот" в районе 50-70 км от аммиакопровода обеспечивает все хозяйства жидким аммиаком. Урожай там колоссальный. Я знаю, что при прежнем руководстве было выкуплено 506 тонн аммиака, но почему-то аграриям до сих пор им не удобряют. Не знаю к кому там вопрос, к "Укрхимтрансаммиаку" или к аграриям, но это очень перспективный вид удобрений и по логистике он наиболее приемлемый. Но наши заводы стоят, и аммиака нет.
Каковы тенденции потребления удобрений, в частности на внутреннем рынке?
Потребление удобрений на внутреннем рынке понемногу растет. Но о больших преобразованиях на внутреннем рынке говорить еще рано. На протяжении последних 5 лет количество потребляемых питательных веществ колеблется на уровне от 75 кг до 82 кг на 1 га. Много это или мало? В среднем по Европе потребляют порядка 300 кг на 1 га. Китайские аграрии – меня поразила эта цифра – в 2016 году только азотных внесли порядка 588 кг на 1 га. Будут ли у нас подвижки? Я уверен, что будут. Украинский ученый с мировым именем Владимир Моргун в свое время в одном из интервью сказал, что украинским аграриям несложно будет достичь показателей урожая в 80-100 млн тонн зерна, если они будут вносить 240 кг удобрений на 1 га. То есть нашим аграриям нужно в 3 раза повысить потребление удобрений. Придут ли наши аграрии к этому? Я уверен, что да. Это порядка 6,5-7 млн тонн минудобрений в год при возможности наших химиков – 8,5 млн тонн в год.
Насколько этично, по вашему мнению, закупать удобрения у страны агрессора, учитывая наличие собственных производств?
Сейчас мы не только не можем конкурировать на внешнем рынке (по озвученным мной причинам), но и на внутреннем рынке нам становится все сложнее. Если в 2014 году азотных удобрений было поставлено не более 700 тыс. тонн, в 2015 году это было уже 1,1 млн тонн, а в 2016 году – 1,495 млн тонн азотных удобрений, 1,399 млн тонн НПК и 368 тыс. тонн аммофоски. Всего импорт удобрений составил порядка 3,3 млн тонн, из них более 70% - российские удобрения. Во-первых, у нас война, и, на мой взгляд, торговать с агрессором – аморально. Кто-то может представить, что в годы Великой Отечественной войны мы продолжали поставлять нацистам бокситы, лес, зерно и нефть? Это абсурд! Поэтому, мы предлагаем урегулировать эту ситуацию. На российских удобрениях свет клином не сошелся. Идут же поставки удобрений и из других стран: тот же Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Польша. Вчера у меня были румыны. Они говорят, что на наш рынок очень сложно зайти, хотя, по-моему, сейчас ситуация упрощается. Необходимо ввести антидемпинговые пошлины в отношении импорта российских удобрений или вообще запретить его. Ведь ряд российских компаний поставляли удобрения в Крым и на оккупированную часть Донбасса. А ведь согласно украинскому законодательству мы должны ввести против них санкции. У этих румынов более серьезные намерения. Они хотят сюда зайти с инвестициями. Мы не хотим закрыть рынок. Этого делать ни в коем случае нельзя. Тогда наш монополист сможет полностью диктовать цены на удобрения. Поэтому присутствие других стран с сокращением российского продукта отдельных компаний значительно возрастет. Я уверен, что без удобрений наши аграрии не останутся. Наши заводы тоже планируют запускаться. Сейчас работают 2 предприятия – "Днепроазот", который активно отгружает карбамид и ОПЗ. Не хватает аммиачной селитры, так как ее производили на трех предприятиях, которые сегодня остановлены.
Что произойдет с отечественным рынком удобрений, если заводы не будут запущены в этом месяце? Получат ли россияне контроль над внутренним рынком, и к чему это может привести?
Сейчас, когда на рынке отсутствует наш продукт, цены на рынке повысились от 1 до 2 тыс. гривен. Но россияне знают, что отсутствие продукта – временное явление. Давайте представим, что мы уничтожили наши предприятия. В таком случае цены повысятся минимум еще в 2-3 раза. И аграрий никуда не денется – он вынужден будет покупать удобрения по таким ценам. А завоевать этот рынок им позволяет логистика, плюс у них есть возможность проводить весьма гибкую ценовую политику. Вот мы сидели на газовой игле и до сих пор на ней сидим. Мы покупаем в Европе тот же российский газ просто чуть дороже. Сейчас, если уничтожат наши химические предприятия, мы сядем на продовольственную иглу. И тогда Кремль будет решать - давать нам удобрения или не давать. И зависимость будет гораздо серьезнее. В начале 00-х в Казахстане назрела проблема продовольственной безопасности. После чего эта страна ввела дотации на закупку удобрений для с/х производителей: если ты покупаешь импортные удобрения дотации составляют 30%, если отечественные – все 50%. Этим они решили проблему. Сейчас казахи стали так много производить, что везут удобрения и к нам. Похожая история была в Румынии. В начале 00-х мы попадали в ситуацию, когда цена на газ была 83 доллара, а цена на аммиак в порту Южный составляла 59 долларов. При том, что в то время мы при производстве 1 тонны аммиака расходовали 1,25 тыс куб. м. газа. То есть примерно 105 долларов стоял только газ в тонне аммиака при цене этой тонны 59 долларов. Но тогда тот же ОПЗ был должен Нефтегазу 120 млн гривен за потребленный газ. Тогда была возможность. Сейчас ты должен сделать предоплату за газ, предоплату за электроэнергию, которую ты заказал. Ситуация на рынке идет к тому, что будет диктат импортного продукта. Сколько у нас идет война? Уже четвертый год. У нас стоит "Стирол" в Горловке, но люди получают 2/3 зарплаты, Северодонецкий "Азот" работает 3-4 месяца в году, но люди получают зарплату. Инвестор как-то пытается выкрутиться, но я думаю, долго он не продержится, у него просто не хватит ресурсов.
По инициативе предприятий химической отрасли было начато антидемпинговое расследование в отношении импорта российских удобрений. МКМТ установила факт демпинга и решила ввести пошлины, однако действие пошлин было приостановлено. В чем причины такого решения, кто за ним стоит и к чему оно привело?
Пролоббировали это дело те аграрии, которые тесно связаны с российскими поставщиками удобрений. И в парламенте и в правительстве лобби аграриев довольно таки сильное. Промышленники не имеют такого лобби и им трудно протягивать свои идеи через правительство и парламент. Под давлением общественности и объективных причин, потому что демпинг со стороны россиян есть, антидемпинговое расследование провели. Для российского производителя снизить цену на 5-10 долларов – это потеря определенного процента прибыли. Если мы опускаемся на 5 долларов, то из нулевой рентабельности уходим в отрицательную. В нашей отрасли сейчас никто больше 3-5% рентабельности не имеет. И любое колебание цены нас выбивает из колеи. При этом, пошлины были введены только на КАС и карбамид, и в размере, который по сути не влияет на ситуацию. 18% это комариный укус для российских производителей. В 00-х Горловский "Стирол" и Черкасский "Азот" на американский рынок поставили аммиачную селитру. Они еще не перевалили через 7% поставки этого продукта. Министерство торговли США тогда пригласили нас к себе, побеседовали, похвалили нашу аргументацию. А на следующий день в отношении импорта нашего продукта была введена пошлина в размере 156%. И мы забыли, что есть такой рынок. Кстати объем импорта российских удобрений давно перевалил за 30%.
Какой по-вашему адекватный размер антидемпинговых пошлин на импорт КАС и карбамида из России?
Наши специалисты пришли к выводу, что размер пошлин должен составлять 43%-45% по карбамиду, КАС и селитре. Тогда наши производители оказались бы в равных с россиянами условиях на внутреннем рынке. Говорили, после введения пошлины на селитру ее импорт снизился. Сугубо аммиачной селитры – да. Но наши таможенники на границе делают вид, что не замечают, что к нам ввозят. Например, аммиачная селитра это 34,5% азота, а россияне ввозят продукт, назвав его "аммофосфат", где азота 32%, 1% фосфора и 1,5% кальция. А по сути под названием "аммофосфат" ввозится та же аммиачная селитра. И такого продукта они уже ввезли значительно больше, чем до этого ввозили аммиачной селитры. А таможенники делают вид, что это другой продукт, хотя по европейской классификации все что содержит более 30% азота это нитрат аммония. У нас уже был такой опыт, когда некоторые деятели пытались порезать фабрику катализаторов в "Северодонецке". Там было много нержавейки и можно было заработать на металлоломе. Чтобы было понятно – производство катализатора требует определенного уровня развития отрасли, потому что это довольно сложное производство. Когда пошел слух, что на лом режут производителя катализаторов, цены на катализаторы повысились в 3 раза. Когда мы нашли инвестора, который отладил все это производство, на порядок увеличил выпуск катализаторов – цены на катализаторы увеличились в 1,5 раза, но к прежнему уровню уже не вернулись. То же будет и с удобрениями. Россия постарается не пустить сюда тех же казахов и белорусов. И Беларусь прекратит поставки. Второй момент – во время посевной свободных мощностей нет. В той же России часто применяется запрет на вывоз удобрений на время посевной. В Беларуси тоже есть такая норма. К тому же удобрения – сезонный товар. В межсезонье его можно покупать. Но наши аграрии тоже не всегда имеют возможность замораживать деньги – ложка дорога к обеду.
Как вы оцениваете действия властей, которые привели к фактической остановке азотной отрасли в стране?
Весьма отрицательно. Я моделирую эту ситуацию на правительство Пустовойтенко, того же Кинаха. Они, узнав бы о подготовке такой диверсии, а иначе эту ситуацию и не назовешь – в разгар посевной остановить заводы, разобрались бы и не допустили этого. Но даже если бы это такая ситуация сложилась, то они бы посадили за стол переговоров все стороны и разработали конкретный план действий. И запустили бы заводы через 2-3 дня. Остановка заводов произошла 7 марта. Знало ли правительство, что заводы могут остановиться? Если знало – почему не предотвратило? Если знало и молчало – это уже игра в наперстки. Если не знало, то, извините, кто управляет страной? Клерк средней руки типа Коболева, на котором клейма негде ставить? Вообще, что это за организация "Нефтегаз Украины" и насколько она нужна стране? Есть "Укргаздобыча", которая добывает газ, есть "Укртрансгаз", которое транспортирует газ и за рубеж и к отечественным потребителям и есть потребители. Вот три стороны. В чем роль "Нефтегаза Украины"? В чем она заключается? Прокладка? Был такой тезис, что "Нефтегаз" - это кошелек президента страны. Но Петр Алексеевич не настолько беден, чтобы пользоваться таким кошельком. Если роль "Нефтегаза" сводится только к этому, то Президент мог бы поломать эту систему. Зачем эта прокладка, которая, по сути, паразитирует на этих трех сторонах. Говорят, что "Нефтегаз" сработал в прибыль. Одни называют цифру 26 млрд гривен, другие 30 млрд гривен. Кто-то почувствовал какой-то эффект от этой прибыли? Может эффект в экономике или почувствовало население? Ничего подобного. Газ это ведь сырье, для кого-то энергетическое, для нас технологическое. Добыть и реализовать сырье много ума не надо. А если пустить это сырье на более глубокую переработку, то заработают те же химики и многие другие отрасли. Один химик содержит 7 смежных профессий. Специалисты говорят: "красная цена" газа со всеми рентами, которые позволяют модернизировать и развивать эту отрасль. - 2 тыс. гривен за куб. м. У нас цена около 7 тыс. за куб. м. Я бы уже смирился с ситуацией, если бы узнал, что на эти деньги "Нефтегаз" начал строить LNG-терминал в Одессе, о котором так долго говорили, и который действительно сделает диверсификацию поставок газа. Если сюда привезти газ из Северной Африки – это будет 5 млрд куб. м. газа замещения. Это было бы понятно. Но эти деньги никуда не пошли. У них баснословные оклады, а что еще?
Какие Вы видите выходы из ситуации, которая сложилась в связи с остановкой заводов компании Ostchem? Что необходимо сделать государству для их запуска?
В свое время в СМИ были заголовки о том, что МВД арестовало газ Фирташа. Суды всех инстанций приняли решение, что 345,906 млн куб. м газа компании Ostchem, были арестованы незаконно, газ необходимо вернуть. На первом же совещании у первого вице-премьер министра, когда начали поступать предложения о выдаче кредита Аграрному фонду для покупки газа и передачи его предприятиям, я предложил Степан Ивановичу Кубиву дать команду отдать газ. Утром вернули бы газ и вечером бы запустились заводы, через 3 дня бы появился аммиак, через 4- карбамид и селитра. И вопрос был бы решен. На что первый вице-премьер мне ответил, что не может этого сделать. Это показатель уровня управления нашего Кабинета министров. Что делать сейчас? Ostchem тоже ищет варианты, как запустить предприятия, но натыкается на преграды. Заводы запустили, начали поставлять продукцию, россияне сдемпинговали – и выбили нас с рынка. Я бы рекомендовал запретить ввоз удобрений тем компаниям, которые поставляли удобрения в Крым и на неподконтрольные территории, а это основные российские поставщики. Вторым пунктом я бы обязал отечественных производителей в срок запустить предприятия и осуществлять поставки продукции на рынок. И третьим пунктом обязал бы Минэкономики контролировать ценовую политику на рынке исходя из затрат при производстве. Это уже проходили в первую половину 90-х, когда правительство занималось подготовкой к посевной. В октябре собирали аграриев и химиков, аграрии говорили, сколько удобрений им нужно и рекомендовали верхнюю границу цен на удобрения. Если химики не могли обеспечить удобрения в таких ценовых пределах из-за цены на газ, тогда для обеспечения посевной цена на газ для химиков постановлением правительства была снижена. Также снижались цены на ж/д тарифы для транспортировки удобрений и тарифы на электроэнергию. И нормально работали!
Сколько сейчас по Вашим данным составляет дефицит азотных удобрений в Украине?
Сказать трудно. Это вопрос не к нам. Я знаю, сколько поставили наши производители, но не знаю объемы импортных поставок. Я слышал разные цифры: кто-то говорит 170 тыс. тонн, кто-то говорит 260 тыс. тонн. Трудно сказать.
Но дефицит на рынке удобрений есть?
По всей видимости, да. Если бы заводы не остановились, его бы не было. А так, конечно, есть. Я знаю, что наши заводы примерно на 70% выполняют те заявки, которые к ним поступили. Если заводы в ближайшее время не запустятся – это отразится на урожае. Тут весь спрос с правительства, потому что оно допустило эту ситуацию и уже больше месяца никаких мер не принято, чтобы решить проблему.
Если посевная кампания пройдет, насколько сложнее заводам будет запускаться?
Тут уже идет речь об осенней посевной. К ней тоже нужна подготовка. Сейчас как раз удобно обкатать модель, о которой я говорил: запрет ввоза удобрений российский поставщиков, запуск предприятий, регулирование цен на удобрения и накопление удобрений у аграриев и подготовка к осенней посевной. Если модель работает – ее можно использовать дальше, химики сбой в работе – импорт с других стран не только остается – но и обнуляется пошлина на них с 5% до 0.
Если предприятия не запустятся в ближайшее время, то смогут ли они сохранить потенциал, в том числе и кадровый, для запуска в дальнейшем?
Это очень сложный вопрос. Когда в "Украинском доме" у нас была встреча с премьер-министром Владимиром Гройсманом, я разговаривал с директором Черкасского "Азота". У него уволилось уже более 200 человек. Разговаривал с директором ОПЗ, от них уходят люди крайне редких специальностей… Уходят операторы установок аммиака. Куда уходят? Сразу же в Одессе организовались 2 фирмы – одна польская, одна алжирская и вербуют людей. В Алжире в зависимости от специальности и квалификации оклад от 2 до 2,5 тыс. долларов, и 300 долларов дают на проживание (жилье питание). И люди уходят – семью то кормить надо. На горловском "Стироле" утечка кадров страшная. 2-3 месяца назад был разговор с директором завода. Он говорил, что если бы завтра освободили Горловку и им дали бы команду запуститься, они бы не смогли. У них 3 установки аммиака, на каждой установке должно быть по 5 операторов установки аммиака. Всего на 3 установки осталось 2 оператора. А это специальность, требующая крайне высокой квалификации. В советское время труд оператора установки аммиака по интенсивности принятия решения сравнивали с трудом летчика-испытателя. Он должен был в доли секунды принять одно из множества правильное решение и не остановить агрегат. Если он остановит агрегат, то взрыва не будет, но остановка и пуск это потеря как минимум 300 тыс. долларов. Если бы предприятие запустили, то операторов пришлось бы возить работать вахтовым методом и просить выйти на работу пенсионеров. Из Северодонецкого "Азота" очень многие уехали в Россию, едут в Польшу. За оборудованием еще следят, но кадровый потенциал иссякает. А подготовка того же оператора установки аммиака – 7 лет.
Готов ли коллектив заводов к публичным акциям протеста, если власти не будут поддерживать отрасль?
Конечно. Уже были акции протеста. 3 апреля в Черкассах к облгосадминистрации вышли люди, при этом они не кричали "Геть!", эти люди были озабочены, что же их ожидает завтра и будет ли у них возможность работать. Бывший директор этого предприятия Борис Райков был на митинге, и его поразило выражение лиц этих людей, глубокая озабоченность, что их ожидает завтра. Взять те же Черкассы. "Азот" там - это градообразующее предприятие, как и в Ровно, как и в Северодонецке. Они обеспечивают почти половину рабочих мест для половины жителей каждого из этих городов. Кроме того, на очистных сооружений этих предприятий предприятиях перерабатываются стоки всего города. Как эту проблему решить при неработающем предприятии? И таких вопросов возникает масса. Я уже не говорю о тех потерях, которые понесет госбюджет, в не самый лучший 2016 год только остановленные 3 предприятия группы Ostchem платили налоги в размере около 2 млрд гривен, при полной загрузке этих предприятий – отчисления удвоятся, а дополнительные затраты бюджета на содержание уволенных работников этих предприятий сократятся. Альтернативы работе этих предприятий нет. Надеюсь, что и правительство придерживается того же мнения и будут созданы условия для работы этих предприятий на полную мощность, а значит и урожай в 100 млн тонн зерновых станет реальностью.