Посещаемость торговых центров снижается в регионах
В первом полугодии 2024 года посещаемость сибирских торговых центров снизилась. Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в этот период оказался на 3% ниже, чем год назад. На ситуацию влияют развитие онлайн-торговли и рост цен на большинство товаров, говорят аналитики. Во второй половине 2024 года ситуация не изменится и трафик продолжит снижаться, считают эксперты.
Количество посетителей торговых центров в крупных городах Сибирского федерального округа по итогам первой половины 2024 года сократилось. Так, Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в этот период оказался на 3% ниже показателей аналогичного периода 2023-го. В сравнении с первым полугодием 2022-го показатель оказался на 6% меньше. По отношению к аналогичному периоду 2019-го трафик упал на 23%.
Как сообщили «Ъ-Сибирь» в девелоперской компании Malltech Lab, по итогам первых шести месяцев 2024 года посещаемость ТРЦ «Планета» в Красноярске и Новокузнецке, а также ТРЦ «Аура» в Новосибирске осталась примерно на том же уровне, что и в аналогичный период прошлого года. В частности, трафик в новокузнецком ТРЦ «Планета» снизился на 2%, а в красноярском ТРЦ «Планета» вырос на 2%, в новосибирском ТРЦ «Аура» увеличился на 1%.
«Если говорить о каждом квартале в отдельности, то во втором квартале 2024 года у ТРЦ “Планета” в Новокузнецке и ТРЦ “Аура” трафик снизился в среднем на 5%, а в ТРЦ “Планета” в Красноярске прирост трафика составил 0,5%»,— рассказал руководитель отдела аналитики Malltech Lab Евгений Иванов.
Сокращение трафика аналитики объясняют усилением инфляции и уходом потребителей в онлайн. «На фоне роста цен в традиционной рознице маркетплейсы имеют возможность предлагать товары по более демократичным ценам, при этом на таких площадках может присутствовать ассортимент, не представленный в офлайн»,— считает руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев.
Посещаемость торговых центров снижается на фоне устаревания моллов, которые не успевают быстро адаптироваться, нарастить социальную и развлекательную составляющую, обновить концепцию и дизайн, говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. «С учетом текущей процентной ставки вложения в такие обновления не окупают себя»,— считает он.
При этом доля вакантных площадей снижается, несмотря на падающий трафик. Например, совокупно в красноярском ТРЦ «Планета», новосибирском ТРЦ «Аура» и новокузнецком ТРЦ «Планета» она снизилась в два раза за первые полгода 2024-го — с 12% в 2023-м до 6% в 2024-м. По словам регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, 65% открытий новых магазинов пришлись на fashion-ритейлеров, 15% — на сети электроники, 10% — на продавцов спортивной одежды. При этом наибольшее число открытий состоялось в 2023 году, а сейчас эти торговые точки стали привычными.
«После эйфории первого года стало ясно, что не все они могут быть такими же востребованными для посетителей»,— отмечает Павел Люлин.
Михаил Васильев считает, что по итогам второй половины 2024 года текущая динамика посещаемости торговых центров сохранится и прогнозирует отставание от прошлогодних значений на 2-3%.
При этом часть магазинов из-за невыполнения плана по выручке может закрыться, полагает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Падение рентабельности может усилить рост арендных ставок.