PR в промышленности / promPR Медицина » Новости

"Коммерческим клиникам не стоит считать государство надежным партнером". "Новый Проспект"

Владимир Гераскин, управляющий партнер компании DMG, рассказал о ситуации на рынке государственной и частной медицины и о том, стоит ли в ближайшее время частникам рассчитывать на активное сотрудничество с государством. Радикальные изменения в экономической политике государства, которую мы видим сейчас, заставляют участников медицинского рынка подстраиваться под текущие реалии. С одной стороны, можно ожидать, что объем инвестиций в отрасль станет больше, потому что внешние рынки закрыты. С другой стороны, на этом самом рынке есть ограничения для инвестиций. Чтобы понимать текущую ситуацию в здравоохранении, обратимся к цифрам. Дефицит бюджета РФ на 2023 год составляет 2,9 трлн рублей. При этом бюджет федерального фонда ОМС составляет 3,2 трлн рублей, или 2,1% от ВВП. В том числе 1,7 трлн рублей от бюджета фонда ОМС составляют взносы работающего населения. Фактически на 45% фонд финансируется за счет других источников, не связанных с прямыми отчислениями в него. То есть можно говорить о том, что система сбора налогов для финансирования ОМС — дефицитная. По сути, у государства нет свободных ресурсов для того, чтобы существенно увеличить поддержку здравоохранения. Можно отметить, что примерно раз в 5 лет государство выделяет дополнительные средства на переоснащение системы ОМС новым оборудованием. С 2017 по 2021 год инвестиции на эти цели в госсекторе составили 738,7 млрд рублей. В частном секторе медицины — 88,6 млрд рублей. Напрашивается вывод, что у отрасли нет достаточных ресурсов для переоснащения. И при этом же нет значимой позитивной динамики по ключевым показателям здравоохранения. Например, выявлять онкологические заболевания мы стали лучше, а лечение остается на прежнем уровне, к сожалению. Что касается коммерческого сектора здравоохранения, то за платными медуслугами в год обращается не менее 40 млн человек. При этом за прошлый год рынок просел примерно на 2,3%.

Государство декларирует, что частная медицина — это, по сути, часть общей системы здравоохранения. Однако то же государство и ограничивает участие частников в системе ОМС. Я бы сказал, что системный конфликт тут заключается в том, что государство одновременно исполняет несколько ролей: оно и заказчик, и исполнитель услуг, и плательщик, и регулятор рынка. В нынешней ситуации коммерческим клиникам при планировании своего развития не стоит надеяться на государство и систему ОМС как на стабильного партнера, поскольку отношение государства к частнику меняется. Например, сегодня государство может утвердить определенный объем услуг по ОМС, а завтра за ту же сумму заставить делать вдвое больше. Частным компаниям нужно делать акцент на усиление внутренней стабильности, совершенствовать бизнес-процессы, стабилизировать коллектив. Это позволяет клинике быть устойчивой. Кроме того, стоит искать новые методы привлечения инвестиций. Для крупных сетей это может быть выпуск облигаций. Для небольших компаний можно разрабатывать абонементные программы, так называемые псевдостраховые программы, которые будут дешевле настоящей страховки. Можно говорить и о том, что кризис действительно дает игрокам новые возможности, например приобрести активы по более низким, чем ранее, ценам. Можно также пополнить клиентскую базу за счет граждан, которые перестали ездить на лечение за рубеж. Для клиник, которые рассчитывают на сделки и готовы влиться в состав крупных компаний, сейчас тоже подходящее время. Чтобы найти подходящего покупателя, владельцам медцентров стоит обратить внимание на изменение стратегий крупных игроков, которые могут стать потенциальными покупателями. Можно понять по заявлениям сетей, какую стратегию они выстраивают, и использовать похожие схемы. Стоит помнить, что рост рынка сейчас происходит не за счет его увеличения, а за счет перераспределения долей внутри него. И именно этот фактор определяет, купят вашу компанию и вашу клиентскую базу или нет. По мнению экспертов, наилучшие компании для поглощения — это прозрачные устойчивые фирмы с отработанными бизнес-процессами. Это компании, имеющие понятный нишевой формат, который может повысить стоимость ваших активов.

Источник: www.advis.ru
Просмотров: 114

Печать