За ситуацией на топливном рынке министерство следит в ежедневном режиме.
Решение об ослаблении эмбарго на экспорт бензина и дизельного топлива зависит в т.ч. от производственных показателей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), а не только от цен на нефтепродукты.
Об этом глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов сообщил 19 октября 2023 г.
Условия ослабления эмбарго
Тезисы от Н. Шульгинова:
Ранее 19 октября 2023 г. А. Новак, отвечая на вопрос Bloomberg News о дальнейших планах России по отмене запрета на экспорт, сообщил, что решений по данному вопросу пока нет.
В то же время вице-премьер отметил, что в случае возникновения проблем из-за действующих ограничений они будут рассмотрены Минэнерго РФ.
Также А. Новак сообщил, что правительство РФ продолжает обсуждение путей финансирования увеличения субсидий на внутренние поставки дизельного топлива и бензина, добавив что решение ожидается в ближайшем будущем.
Как власти стабилизируют топливный рынок
Правительство РФ 21 сентября 2023 г. ввело полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
Эта мера призвана обеспечить стабилизацию цен на топливо на внутреннем рынке и предотвратить вымывание объемов топлива за счет серого экспорта.
Позднее последовало разъяснение, что запрет действует бессрочно, а дальнейшие меры властей будут зависеть от насыщения рынка.
6 октября 2023 г. запрет был ослаблен - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля.
Это позволило не допустить затоваривания хранилищ и последующего снижения переработки, одновременно не увеличив нагрузку на РЖД, особенно на проблемном южном направлении.
Одновременно правительство РФ приняло ряд системных мер, направленных на стабилизации ситуации на топливном рынке, в т.ч.:
16 октября А. Новак провел совещание по внутреннему рынку нефтепродуктов с руководством нефтяных компаний, представителями Минэнерго, ФАС и Минсельхоза.
В ходе совещания была отмечена стабильная ситуация с ценами на нефтепродукты в розничном сегменте, снижение биржевых и мелкооптовых цен, а также стоимости топлива для сельхозпроизводителей.
Минсельхозу и ФАС было поручено и далее следить за ситуацией на рынке, а нефтяным компаниям - увеличить производство зимнего дизельного топлива для нужд внутреннего рынка и проведения северного завоза.