Оборудование будут ставить в заводских условиях
На автомобили «Москвич» столичной сборки начнут устанавливать заводское газобаллонное оборудование (ГБО), позволяющее ездить на сжатом природном газе — метане. Этим займется компания «РариТЭК» из Набережных Челнов, специализирующаяся на монтаже CNG-систем на коммерческий транспорт. Третьим партнером проекта стал «Газпром Газомоторные системы», с помощью которого было разработано ГБО. Он же станет поставщиком запорной арматуры, а баллоны будет выпускать компания «Реал-Шторм». Это не первая попытка оснастить китайские автомобили метановым оборудованием: серийно такие машины выпускает калининградский «Автотор» на базе BAIC U5 Plus. Ранее заводское ГБО предлагал АВТОВАЗ.
В первую очередь метановое ГБО получат лифтбэки «Москвич-6». Вместимость баллона составит в районе 17,5 кубометра метана (объем указан при атмосферном давлении), чего, по расчетам проектировщиков, должно хватить на 250 километров пути. Останется и бензиновый бак, так что общий запас хода оценивается в 900 км. Двигатель останется тем же: 1,5-литровый турбоагрегат мощностью 136 л. с., работающий в паре с вариатором.
В компании «РариТЭК» уточнили, что наценка на автомобили с ГБО составит в районе 120–130 тысяч рублей. Сейчас стоимость метана на АГНКС (аналог АЗС) составляет в районе 19 рублей за кубометр, то есть километр пробега «Москвича» на таком топливе обойдется в 1,33 рубля. Уточним, что расчет производится по данным компании «РариТЭК», которая оценивает расход в 7 кубометров на 100 км — реальный может отличаться. Километр бензинового пробега «Москвич-6» стоит примерно 4,4 рубля, то есть для окупаемости оборудования нужно проехать в районе 40 тысяч километров.
В компании «РариТЭК» не уточняют, где именно будет располагаться газовый баллон. Чаще всего он занимает часть багажного отсека, существенно снижая практичность машины. В отличие от сжиженного газа метан хранится при гораздо более высоком давлении: 200 атмосфер против 15–16. Это также создаёт риски и повышает требование к самому ГБО.
Но основной проблемой при использовании метана является малое число заправочных станций (АГНКС), например в районе Челябинска их всего 10 штук, и часть из них отведена под коммерческий транспорт. С учетом небольшого пробега на метане регулярное использование его возможно далеко не всегда, поэтому реальный срок окупаемости будет, скорее всего, заметно выше.
При этом метан является достаточно удобным топливом для автомобилей, особенно в России: он чистый, дешевый и имеет высокое октановое число. Сжатый природный газ не нужно путать со сжиженным пропан-бутаном (попутным нефтяным газом), который чаще всего используют в машинах с ГБО.
В России уже не первый год оглашаются инициативы о переводе транспорта на метан, но они буксуют в первую очередь из-за отсутствия заправочных станций и ассортимента газовых машин. Первой российской моделью с ГБО на метане стала Vesta CNG, к которой позже добавился Largus CNG, но производство обеих моделей было остановлено в 2019 году из-за сворачивания госсубсидий. Год назад АВТОВАЗ анонсировал перезапуск метановой Vesta, но пока этого не случилось. В начале 2023 года дилеры Lada стали предлагать Granta с метановым ГБО, которое ставит тольяттинская компания «Альтернативные топливные системы».
Сейчас единственной иномаркой российской сборки с метановым ГБО является BAIC U5 Plus. Газ хранится в 80-литровом баллоне под давлением 200 атмосфер, при этом бензиновый бак емкостью 48 литров сохранен. Мощность бензинового мотора снижена со 113 до 105 л. с. Впрыск газа — одноточечный, для бензина сохранена многоточечная схема. Стоимость битопливного седана с механической коробкой передач начинается от 2,24 млн рублей, с вариатором — от 2,31 млн. Разница в цене с бензиновой версией составляет 160 тысяч рублей, то есть окупаемость наступит примерно через 50–55 тысяч «газовых» километров.